Летом на дорогах неумолимо возрастает количество ДТП с участием мотоциклистов. В том числе — водителей питбайков, на которых чаще всего катаются несовершеннолетние. Как правило, в этих авариях виноваты сами подростки, которые не знают Правил дорожного движения и не обладают навыками управления техникой, предназначенной только для езды по закрытым трассам и бездорожью.
Объясняем, почему на питбайках нельзя выезжать в город и что грозит нарушителям.
Специализированный помощник. Питбайк изначально задумывался как подсобный транспорт для механиков и персонала гоночных команд. Он позволяет быстро передвигаться по пит-лейну — зоне для ремонта и обслуживания гоночных машин и мотоциклов. Отсюда и название питбайк (pitbike) — мотоцикл для технического использования.
Однако со временем на них стали проводить отдельные соревнования, включая мотокросс, эндуро, супермото, фристайл. В конце 2017 года мини-мотокросс на питбайках стал официальной дисциплиной в России, а проведение национального первенства в этом классе началось с 2018-го.
Только для спецплощадок. Современные модели питбайков, как правило, оснащены четырехтактным двигателем объемом от 125 до 150 куб. см мощностью около 8–12 л. с. В среднем высота этого одноместного мини-мотоцикла составляет 70–85 см, вес — около 60–80 кг. И вполне «взрослая» максимальная скорость — до 80–100 км/ч.
Питбайки делятся на категории по своему назначению:
Детские: мини-питбайки с объемом двигателя до 50 куб. см, предназначенные для детей;
Подростковые: оснащены двигателями 110-140 куб. см.;
Кроссовые: предназначены для езды по подготовленным трассам и бездорожью;
Эндуро: модели для трасс повышенной сложности с различными препятствиями;
Универсальные: сочетают особенности кроссовых и эндуро питбайков и подходят для обучения.
При этом у питбайка нет световых приборов, зеркал, поворотников и других элементов, необходимых для допуска к эксплуатации на дорогах общего пользования. В ГАИ МВД России подчеркивают, что питбайк — это спортинвентарь, а не полноценное транспортное средство.
Поэтому на такой вид техники не оформляют ПТС, его не ставят на учет в Госавтоинспекции и не выдают номерной знак. А значит, и водительского удостоверения для управления питбайком не предусмотрено.
Ездить на нем разрешено только на специализированных закрытых трассах и спортивных площадках. Передвигаться по дорогам общего пользования, а также по обочинам и тротуарам запрещено. Причем даже доехать на питбайке до специальной площадки нельзя — его необходимо доставить до места назначения на другом транспорте (прицепе).
Что будет, если остановят на дороге за рулем питбайка. Поскольку в России нет правил, разрешающих использование питбайка на дорогах общего пользования, это влечет за собой штраф аналогичный наказанию за управление другим транспортным средством без права управления в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. А сам питбайк будет эвакуирован на штрафстоянку.
Кроме того, в зависимости от конкретных нарушений, в отношении водителя могут быть применены и другие статьи Кодекса об административных правонарушениях. В их числе:
отсутствие мотошлема — штраф 1500 рублей;
превышение скорости на 20–40 км/ч — штраф 750 рублей;
проезд на красный свет — штраф 1500 тыс. рублей;
управление ТС, будучи лишенным прав — 30 000 рублей, либо арест до 15 суток, либо обязательные работы от 100 до 200 часов.
Объясняем, почему на питбайках нельзя выезжать в город и что грозит нарушителям.
Специализированный помощник. Питбайк изначально задумывался как подсобный транспорт для механиков и персонала гоночных команд. Он позволяет быстро передвигаться по пит-лейну — зоне для ремонта и обслуживания гоночных машин и мотоциклов. Отсюда и название питбайк (pitbike) — мотоцикл для технического использования.
Однако со временем на них стали проводить отдельные соревнования, включая мотокросс, эндуро, супермото, фристайл. В конце 2017 года мини-мотокросс на питбайках стал официальной дисциплиной в России, а проведение национального первенства в этом классе началось с 2018-го.
Только для спецплощадок. Современные модели питбайков, как правило, оснащены четырехтактным двигателем объемом от 125 до 150 куб. см мощностью около 8–12 л. с. В среднем высота этого одноместного мини-мотоцикла составляет 70–85 см, вес — около 60–80 кг. И вполне «взрослая» максимальная скорость — до 80–100 км/ч.
Питбайки делятся на категории по своему назначению:
Детские: мини-питбайки с объемом двигателя до 50 куб. см, предназначенные для детей;
Подростковые: оснащены двигателями 110-140 куб. см.;
Кроссовые: предназначены для езды по подготовленным трассам и бездорожью;
Эндуро: модели для трасс повышенной сложности с различными препятствиями;
Универсальные: сочетают особенности кроссовых и эндуро питбайков и подходят для обучения.
При этом у питбайка нет световых приборов, зеркал, поворотников и других элементов, необходимых для допуска к эксплуатации на дорогах общего пользования. В ГАИ МВД России подчеркивают, что питбайк — это спортинвентарь, а не полноценное транспортное средство.
Поэтому на такой вид техники не оформляют ПТС, его не ставят на учет в Госавтоинспекции и не выдают номерной знак. А значит, и водительского удостоверения для управления питбайком не предусмотрено.
Ездить на нем разрешено только на специализированных закрытых трассах и спортивных площадках. Передвигаться по дорогам общего пользования, а также по обочинам и тротуарам запрещено. Причем даже доехать на питбайке до специальной площадки нельзя — его необходимо доставить до места назначения на другом транспорте (прицепе).
Что будет, если остановят на дороге за рулем питбайка. Поскольку в России нет правил, разрешающих использование питбайка на дорогах общего пользования, это влечет за собой штраф аналогичный наказанию за управление другим транспортным средством без права управления в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. А сам питбайк будет эвакуирован на штрафстоянку.
Кроме того, в зависимости от конкретных нарушений, в отношении водителя могут быть применены и другие статьи Кодекса об административных правонарушениях. В их числе:
отсутствие мотошлема — штраф 1500 рублей;
превышение скорости на 20–40 км/ч — штраф 750 рублей;
проезд на красный свет — штраф 1500 тыс. рублей;
управление ТС, будучи лишенным прав — 30 000 рублей, либо арест до 15 суток, либо обязательные работы от 100 до 200 часов.
Что грозит подростку при езде на питбайке в населенном пункте. Если же на дорогах общего пользования на питбайке сотрудники Госавтоинспекции остановят подростка, то проблемы обеспечены как ему, так и его родителям.
Несовершеннолетним в возрасте 16-18 лет придется уплатить административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей, а транспортное средство окажется на спецстоянке.
Если же нарушителем ПДД - водитель младше 16 лет, к ответственности привлекут его родителей. Им грозит штраф от 100 до 500 рублей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. А материалы о происшествии передадут в Комиссию по делам несовершеннолетних. Помимо этого, в обоих случаях родителям придется заплатить штраф в размере 30 000 рублей за передачу управления транспортным средством несовершеннолетнему.
Несовершеннолетним в возрасте 16-18 лет придется уплатить административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей, а транспортное средство окажется на спецстоянке.
Если же нарушителем ПДД - водитель младше 16 лет, к ответственности привлекут его родителей. Им грозит штраф от 100 до 500 рублей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. А материалы о происшествии передадут в Комиссию по делам несовершеннолетних. Помимо этого, в обоих случаях родителям придется заплатить штраф в размере 30 000 рублей за передачу управления транспортным средством несовершеннолетнему.

ГАИ предупреждает! Согласно официальной статистике аварийности, только за первые пять месяцев 2025 года в России зафиксировано 739 аварий с участием водителей, не достигших 16-летнего возраста. Это более чем на 20% больше в сравнении с аналогичным периодом 2024-го. В результате этих ДТП погибли 12 детей, а 734 несовершеннолетних получили различные травмы.
При этом в Госавтоинспекции МВД России особенно встревожены показателями аварийности среди подростков, управляющих мотоциклами и мопедами. «Они составляют 75% всех ДТП, связанных с детьми-водителями. За пять месяцев этого года отмечается рост таких автоаварий — количество происшествий увеличилось на 24,5% и составило 554 случая, а число пострадавших — на 25,3%, 550 человек. Число погибших детей, управлявших мопедами и мотоциклами, 10 человек», — заявил начальник отдела ГАИ МВД России Сергей Хранцкевич.
Обращаясь к родителям, в Госавтоинспекции напоминают: «Ваша обязанность — обеспечить безопасность детей, поэтому никогда не будет лишним чаще беседовать с ними и напоминать самые элементарные правила поведения, от которых зависит их жизнь и здоровье».
Одной из главных причин увеличения ДТП с участием несовершеннолетних водителей называют недостаточный контроль со стороны взрослых, которые зачастую покупают своим детям мопеды и питбайки, не обучая Правилам дорожного движения и игнорируя возрастное ограничение. В связи с этим в Госавтоинспекции призвали родителей провести разъяснительные беседы с подростками о ПДД и недопустимости управления транспортными средствами без прав.
«В силу психофизиологических особенностей развития, отсутствия опыта, способности прогнозировать развитие ситуации на дороге, они не справляются с ролью водителя транспортного средства, а имея какие-либо навыки — напротив, считают себя слишком опытными и совершают рискованные маневры. Покупку родители делают в том числе в качестве награды за успешную учебу. В этом главная ошибка — они не осознают, насколько травмоопасно управление питбайком, и считают, что приобретают практически аналог велосипеда, просто мощнее», — подчеркнул замначальника отдела пропаганды Госавтоинспекции МВД России Антон Белан.
Источник: «ОБЪЯСНЯЕМ.РФ»
Прокуратура Московской области разъясняет. Если водитель питбайка выезжает на дороги общего пользования, то он автоматически становится участником дорожного движения, поэтому обязан соблюдать Правила дорожного движения и в случае нарушений может быть привлечен к административной ответственности.
В случае если вы доверили управлять питбайком подростку, который еще не имеет водительских прав и его остановили сотрудники ГАИ, то родитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ (передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством).
Материалы передаются в Комиссию по делам несовершеннолетних для принятия законного решения в отношении родителей и подростка. Причем питбайк отвезут на штрафстоянку и забирая его придётся доказывать, что этот именно ваш. Без документов на ТС это будет сделать непросто.
Кроме того, законные представители несовершеннолетних также могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
«Обращаемся к родителям и напоминаем, что основная обязанность взрослых — это сохранить жизнь и здоровье детей»,- подчеркивает начальник отдела областной прокуратуры Короткова Е.А.
Читатели пишут
«С наступлением лета мы живем словно в пыточной камере. Каждую минуту-две с огромным ревом проезжает очередной малолетний хруст. Старики сходят с ума, детей не уложить на дневной сон, после работы невозможно расслабиться – дома находиться невозможно».
«Никто не застрахован от ДТП с ребенком на мотоцикле, они не знают даже банальных правил, вылетают со второстепенных дорог. Травматизм и смертность ДТП авто с питбайком огромные. И потом еще попробуй докажи, что ты не виноват».
«Что в головах людей, которые именуют себя «родителями»? Как можно купить ребенку 10-14 лет ТС не просто повышенной, а огромной опасности. И разрешать кататься по городу, не в клубах по специальным трассам, для чего это средство предназначено, а по городу, нарушая все возможные правила ПДД и морали. Ок, не жалко своего ребенка, но он потенциальный убийца других людей».
Наш комментарий. На июльском общем собрании обсуждался вопрос о порядке внутренней жизни в товариществе. В частности, по итогам обсуждения принято решение «утвердить ограничение скоростного режима на территории СНТ «Эфир» – 5 км/ч». Относительно ограничения шума в границах территории СНТ существует нормативный правовой акт прямого действия, обязательный для исполнения – Закон Московской области № 16/2014-03 (с изменениями от 2025г.), который устанавливает «часы тишины» и ответственность за их нарушение. Так, время, когда запрещено шуметь: будни (пн.-пт.): с 21:00 до 08.00; выходные и праздничные дни: с 22:00 до 10:00. Кроме того, не допускаются действия, повлекшие нарушения тишины и покоя граждан с 13:00 до 15:00 (как правило, это «тихий час для детей и пожилых). За нарушение требований Закона предусмотрены штрафы: от 1000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение штрафы увеличиваются.
Таким образом, органы СНТ «Эфир» обязаны обеспечить выполнение в товариществе требований законодательства и Правил внутреннего распорядка, а садоводы – безусловно их соблюдать.
При этом в Госавтоинспекции МВД России особенно встревожены показателями аварийности среди подростков, управляющих мотоциклами и мопедами. «Они составляют 75% всех ДТП, связанных с детьми-водителями. За пять месяцев этого года отмечается рост таких автоаварий — количество происшествий увеличилось на 24,5% и составило 554 случая, а число пострадавших — на 25,3%, 550 человек. Число погибших детей, управлявших мопедами и мотоциклами, 10 человек», — заявил начальник отдела ГАИ МВД России Сергей Хранцкевич.
Обращаясь к родителям, в Госавтоинспекции напоминают: «Ваша обязанность — обеспечить безопасность детей, поэтому никогда не будет лишним чаще беседовать с ними и напоминать самые элементарные правила поведения, от которых зависит их жизнь и здоровье».
Одной из главных причин увеличения ДТП с участием несовершеннолетних водителей называют недостаточный контроль со стороны взрослых, которые зачастую покупают своим детям мопеды и питбайки, не обучая Правилам дорожного движения и игнорируя возрастное ограничение. В связи с этим в Госавтоинспекции призвали родителей провести разъяснительные беседы с подростками о ПДД и недопустимости управления транспортными средствами без прав.
«В силу психофизиологических особенностей развития, отсутствия опыта, способности прогнозировать развитие ситуации на дороге, они не справляются с ролью водителя транспортного средства, а имея какие-либо навыки — напротив, считают себя слишком опытными и совершают рискованные маневры. Покупку родители делают в том числе в качестве награды за успешную учебу. В этом главная ошибка — они не осознают, насколько травмоопасно управление питбайком, и считают, что приобретают практически аналог велосипеда, просто мощнее», — подчеркнул замначальника отдела пропаганды Госавтоинспекции МВД России Антон Белан.
Источник: «ОБЪЯСНЯЕМ.РФ»
Прокуратура Московской области разъясняет. Если водитель питбайка выезжает на дороги общего пользования, то он автоматически становится участником дорожного движения, поэтому обязан соблюдать Правила дорожного движения и в случае нарушений может быть привлечен к административной ответственности.
В случае если вы доверили управлять питбайком подростку, который еще не имеет водительских прав и его остановили сотрудники ГАИ, то родитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ (передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством).
Материалы передаются в Комиссию по делам несовершеннолетних для принятия законного решения в отношении родителей и подростка. Причем питбайк отвезут на штрафстоянку и забирая его придётся доказывать, что этот именно ваш. Без документов на ТС это будет сделать непросто.
Кроме того, законные представители несовершеннолетних также могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
«Обращаемся к родителям и напоминаем, что основная обязанность взрослых — это сохранить жизнь и здоровье детей»,- подчеркивает начальник отдела областной прокуратуры Короткова Е.А.
Читатели пишут
«С наступлением лета мы живем словно в пыточной камере. Каждую минуту-две с огромным ревом проезжает очередной малолетний хруст. Старики сходят с ума, детей не уложить на дневной сон, после работы невозможно расслабиться – дома находиться невозможно».
«Никто не застрахован от ДТП с ребенком на мотоцикле, они не знают даже банальных правил, вылетают со второстепенных дорог. Травматизм и смертность ДТП авто с питбайком огромные. И потом еще попробуй докажи, что ты не виноват».
«Что в головах людей, которые именуют себя «родителями»? Как можно купить ребенку 10-14 лет ТС не просто повышенной, а огромной опасности. И разрешать кататься по городу, не в клубах по специальным трассам, для чего это средство предназначено, а по городу, нарушая все возможные правила ПДД и морали. Ок, не жалко своего ребенка, но он потенциальный убийца других людей».
Наш комментарий. На июльском общем собрании обсуждался вопрос о порядке внутренней жизни в товариществе. В частности, по итогам обсуждения принято решение «утвердить ограничение скоростного режима на территории СНТ «Эфир» – 5 км/ч». Относительно ограничения шума в границах территории СНТ существует нормативный правовой акт прямого действия, обязательный для исполнения – Закон Московской области № 16/2014-03 (с изменениями от 2025г.), который устанавливает «часы тишины» и ответственность за их нарушение. Так, время, когда запрещено шуметь: будни (пн.-пт.): с 21:00 до 08.00; выходные и праздничные дни: с 22:00 до 10:00. Кроме того, не допускаются действия, повлекшие нарушения тишины и покоя граждан с 13:00 до 15:00 (как правило, это «тихий час для детей и пожилых). За нарушение требований Закона предусмотрены штрафы: от 1000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение штрафы увеличиваются.
Таким образом, органы СНТ «Эфир» обязаны обеспечить выполнение в товариществе требований законодательства и Правил внутреннего распорядка, а садоводы – безусловно их соблюдать.